Уроженец Нью-Йорка и страстный поклонник Большого Яблока Джей Мейзел (©Jay Maisel) — один из ведущих мировых фотографов, работающих в уличном жанре. Среди профессионалов он пользуется славой крупнейшего специалиста по использованию цвета и освещения. Уникальное умение фотографа работать с тончайшими переходами оттенков, раскрывать потенциал жестов и поз принесло ему успех. Это один из наиболее «плодовитых» американских авторов, уже около 50 лет снимающий для обложек известных журналов и музыкальных альбомов, коммерческих кампаний, а также и ради самореализации.
Мейзел — обладатель премий американского Общества фотографов для СМИ, Международного центра фотографии и других влиятельных организаций. В его портфолио — снимки Мерилин Монро и фото для альбома Майлза Дэвиса Kind of Blue (это самый продаваемый джазовый альбом на планете). Фотограф работал со Sports Illustrated (сделал для журнала пять обложек), New York Magazine, корпорациями United Technologies Corporations, Inmont и многими другими всемирно известными заказчиками.
Стиль Джея Мейзела и его невероятное восприятие цвета, движения и освещения
Джей Мейзел известен как один из создателей жанра стрит-фото, и он много снимает на улицах любимого Нью-Йорка и других городов. У него невероятно узнаваемый почерк — он, как волшебник, наполняет кадр яркими красками или чуть заметными переходами цветов. Багрово-оранжевое небо и палящее желтое солнце из рекламы кондиционеров, алый капот из съемки автомобильной краски, неоново-синие стены клубов и нежный розовый восход в тумане — фотографии Мейзела, наверное, охватывают всю возможную палитру. Он любит и черно-белые снимки, которые ему отлично удаются. Это неудивительно, ведь в фотоискусство автор пришел из мира архитектуры, каллиграфии и графического дизайна, которые изучал в юности.
Восприятие цвета Джея Мейзела отмечают все его учителя и коллеги — как и трудоспособность фотографа. Он делает около сотни снимков в день, пытаясь запечатлеть как можно больше, и ищет красоту в тысячах мест. На каждом снимке видна раскрепощенность автора, отсутствие у него строгих творческих рамок и пренебрежение стереотипами, ограничениями. Он практически никогда не использует компьютерную или лабораторную постобработку. Философия автора — скрупулезный отбор и терпеливое ожидание «того самого» кадра, а не манипуляции с ПО.
Фотограф снимает преимущественно на цифровые камеры и старается не использовать вспышки. В процессе работы Мейзел максимально реализует возможности естественного освещения, движения в кадре. В самом начале карьеры он понятия не имел, как использовать свет и снимал исключительно на улице, но постоянно обогащал «профессиональный инструментарий». Когда Мейзела, уже признанного мастера фантастических световых эффектов, спросили, как он обходится без фильтров и поляризаторов, он ответил, что просто ждет лучшего момента — и работает.
Основные этапы карьеры
Мейзел родился в 1931 году в Бруклине. С раннего возраста интересовался живописью, а в старшей школе стал серьезно заниматься графическим дизайном. Его учителем был художник Джон Хиршем, после уроков которого юноша продолжил осваивать рисунок и каллиграфию в нью-йоркском Cooper Union. Поступив в Йельский университет, он продолжил изучение графического дизайна, архитектуры и параллельно все чаще брал в руки камеру.
Полноценно фотографировать Мейзел стал с 1954 года, и в 24 года у него уже была личная выставка в нью-йоркской галерее. Снимки перспективного автора назвали художественными и живописными, и вскоре он уже стал сотрудничал с Дж.Уолтером Томпсоном.
В 60-х и 70-х годах ХХ века Мейзел очень много работал как коммерческий фотограф, преподавал в Школе визуальных искусств и Cooper Union и даже основал вместе с Э.Хаасом и Дж.Тернером галерею. В ней чуть ли не впервые в Нью-Йорке были выставлены цветные уличные фото. Времена давно изменились — последние 50 лет яркие снимки Мейзела можно увидеть в галереях и музеях по всему миру.
Сотрудничая с коммерческими заказчиками, фотограф не разделял искусство и заработок и всегда позиционировал себя как автора с независимым взглядом и собственными художественными целями. С конца 90-х годов Мейзел практически перестал брать рекламные заказы и сосредоточился на личных творческих поисках и преподавании. Он проводит семинары и читает лекции по всей Америке, в том числе в студии, расположенной в знаменитом нью-йоркском здании Bank of Germania, где с семьей прожил почти 40 лет.
Мейзел приобрел шестиэтажный дом в нижнем Манхеттене в середине 60-х за сумму чуть больше 100 тысяч долларов, когда и здание, и район были в ужасном состоянии. В 2008 году недвижимость оценили в 50 миллионов, а в 2015 году продали за 55 миллионов долларов. В журнале New York сделку назвали величайшим переворотом на рынке жилья.
Сегодня Мейзел живет в историческом районе Бруклина, продолжает преподавать и снимать — недавно он вновь вернулся к черно-белой фотографии, которой увлекался в молодости. Он привел в порядок свои архивы и издал по ним монографию «Нью-Йорк в 50-х годах» — красиво оформленный труд, ценный с исторической и культурной сторон. У Джея Мейзела не иссякают идеи и он продолжает радовать поклонников своего таланта и всех, кто любит искусство фотографии.