«Фотография — это выражение благодарности»
Э. Буба
Эдуард Буба (©Edouard Boubat) — фотограф, ставший одним из символов гуманистического искусства ХХ века. Француз, родившийся и выросший на парижском Монмартре, всегда воспевал яркость жизни во всех ее проявлениях и стремился к гармонии между снимком и зрителем. На фотографиях Буба практически никогда не происходит ничего значительного и масштабного — тихие улочки провинциальных городов, влюбленные в парке, играющие дети или другие «хрупкие вещи» занимали его больше остальных сюжетов.
При этом автора по праву ставят в один ряд с Робером Дуано или Сабиной Вайсс, хотя он был младше представителей поколения, к которому его часто причисляют — Брассая, Изиса, Картье-Брессона. Однако, в нем гораздо меньше резкости, «сердитой» документалистики и общественного вызова, присущих искусству «новой волны».
Репортажная лирика и поиски радости во всех сюжетах
Стиль Эдуарда Буба называют лирическим репортажем, однако он работал не только в уличном, но и в портретном жанре. Его снимки не просто профессиональны и самобытны, они транслируют чистые эмоции, каждой деталью композиции помогая проникнуться особым настроением, которое мало кому удается уловить. Его мало интересовали острые репортажи и громкие события. Даже во времена работы корреспондентом в ежемесячнике Realities (по заданию издания он снимал представителей низших слоев в странах третьего мира), Буба искал не драму, а поэзию.
Фотограф и сам был под стать своим тихим сюжетам — о его жизни известно очень мало, это был скромный и закрытый человек, готовый рассказывать чужие истории, но не свою. За него говорят снимки: дебютные, принесшие Эдуарду известность работы середины 40-х годов были посвящены его жене Лелле.
Сын фотографа, Бернар, бережно хранит наследие и даже написал монографию об отце, где проследил 50 лет его творчества — в знак признательности. Работа была настоящим событием — в ней размещены снимки, которые ранее нигде не публиковались, а также фотографии Турние, Дюраса и других признанных мастеров.
Хотя Эдуард Буба никогда не учился изобразительному мастерству, не подражал картинам и не был склонен к пикториализму, во всех его работах видна огромная работа по анализу живописи и любовь к искусству. Творческое наследие Буба велико, интерес к нему сохраняется и сегодня — во многом из-за того, что аудитория успела соскучиться по мирным сюжетам.
Мирный репортер
Фотограф при жизни нередко слышал упреки в безнравственности творческой позиции — он фотографирует голод и войны, а на снимках выходят идиллические и умиротворенные картины. Эдуард Буба всегда парировал тем, что среди бедствий мира должно быть тихое место, где царит красота. Фотограф насмотрелся на горе еще в юности, в 1943 году, когда во время войны его угнали на работы в Германию, и он сам видел бомбежки Лейпцига, руины и страдания. С тех пор он, по меткому выражению Жака Превера, стал «корреспондентом мира» — ужасы войны его не вдохновляли.
Буба не был трусом. Фотограф был в азиатских странах, обеих Америках, Африке, снимал в парках Пекина и на улицах европейских городов — и в рамках профессиональной деятельности, и по собственному желанию. Путешествие в Иорданию сменялось визитами в Японию, Канаду, Кению, Гвинею и на Берег Слоновой Кости. Начав свой «путь» с тура в Италию и Испанию, он впоследствии объездил практически весь мир. Во время репортерских путешествий он налаживал тесный контакт с местными жителями, пожимая им руки и не боясь того, что в некоторых деревушках большая часть жителей болела опасными болезнями вплоть до проказы.
В каждой из стран и на каждом снимке прослеживается его фирменная черта — любовь к наблюдению за счастьем, радостным и умиротворенным занятиям. Мальчишки, играющие со снегом в парижских садах, школьница с прилипшими к пальто осенними листьями, парочки, целующиеся у парапета или благостные священники — все это его вдохновляло. Элегическое настроение, сентиментализм, ретроспективность свойственны работам Буба. Безмятежность со снимков передается и зрителю, даруя ему покой.
От гравера к признанному фотографу
Родился фотограф в 1923 году в Париже и во многих снимках можно наблюдать его любовь к тем тихим временам. Хотя Эдуард Буба не учился живописи, он получил художественное образование в школе Этьен — он учился там фотогравюре. После выпуска молодой человек стал работать гравером на заводе, но вскоре увлекся фотографией как искусством. Увлечение быстро принесло результаты: на Международном парижском салоне совместно с Робером Дуано он получил фотопремию компании «Кодак». В 1945 году фотограф впервые отправился путешествовать и последующие сорок лет человеческую биографию писали снимки.
Буба был знаком со многими видными представителями творческой богемы. В 1949 году его представили Роберу Франку, он выставлялся вместе с Факшети, Изисом и другими известными фотографами. В 1951 году Буба познакомился с Берти Жилу, арт-директором агентства Realities и получил заказ на репортаж о ремесленниках Парижа. Сотрудничество с ежемесячником продлилось аж до 1967 году.
Работы Эдуард Буба выставлялись в Центре Помпиду, крупнейших галереях мира, от Нью-Йорка и Мехико до Амстердама, Токио и Лондона. Он издал несколько книг с фотографиями: первая, «Выживание», была опубликована в 1976 году, а один из новейших альбомов («Средиземноморье») увидел свет в 2015 году. Умер автор в 1999 году в Париже, оставив после себя огромное наследие, воспевающее радость от жизни и счастье во всей его полноте.