Несколько приемов, которые помогут при съемке закатов

Без рубрики

Рассветы и закаты – это то, что снимают все люди. Пораженные величием природы в момент захода солнца мы стараемся побыстрее достать какую-угодно камеру и запечатлеть волшебство происходящего. Но сделать этот момент незабываемым не так-то просто, из-за того, что снимаемая сцена – достаточно контрастна, ведь в кадре есть солнце, а значит в любом случае будет большой перепад между яркими областями снимка и темными.

Чтобы оказавшись в ситуации, когда душа требует сделать снимок, не просто нажимать на кнопку и полагаться на волю случая, а получить приемлемый художественный результат, стоит ознакомиться с нашим материалом. Эта статья даст вам пару советов, на что следует обращать внимание в специфических вечерних условиях съемки и получить потрясающий закат с «эффектом присутствия» для зрителей.

by David Charouz

by David Charouz

Результаты не будут плачевными, а изображения отправятся в альбом с лучшими кадрами, а не в корзину, если освоить несколько приемов. О них рассказывает профессиональный калифорнийский фотограф Дэн Эйтрейм (Dan Eitreim), который часто пишет для образовательных порталов.

Почему важна экспозиция

Экспозиция – базовая характеристика любого жанра в фотографии. Умение находить и использовать верное значение относят чуть ли не к основному навыку опытного фотографа. Если не научиться этому (не так сложно, как кажется), то придется всегда доверять автоматическим настройкам камеры. Это скучно и не дает никакого простора для творческого самовыражения.

На первых порах у новичка получаются фотографии, в которых солнце выходит неплохо, но остальная часть картинки получается практически черной. Как же сохранить багровые, оранжевые, пламенные (и все прочие) оттенки заката? Ведь без них работа совершенно теряет смысл.

by Amalia Lampri

by Amalia Lampri

За то, что получилось на фото (невнятную темную картину) отвечает экспонометр камеры. Это устройство (существуют встроенные или внешние его разновидности), которое инструментально измеряет экспозицию и определяет правильные параметры ‒ выдержку затвора и число диафрагмы. Оно же «отвечает» за уровень контрастности изображения. Яркость определяется с помощью объектива: на основании количества света, которое на него попадает, экспонометр выставляет разные значения для экспозиции. По умолчанию она установлена на среднем уровне и обеспечивает качественную съемку в не слишком ярких или темных условиях.

by Basil G

by Basil G

Экспонометр считывает количество света, которое улавливает камера и устанавливает экспозицию где-то посередине шкалы. Однако, на закате в кадр попадает одно яркое пятно ‒ солнце ‒ по сравнению с которым все остальные детали темны. Экспонометр «вымывает» их, и на фото детали смазываются, чернеют и становятся неразличимы, так как экспонометр учитывает только свет солнца, на базе которого и выставляется экспозиция, а все детали, кроме диска Солнца, чернеют.

by Seiji Mamiya

by Seiji Mamiya

Средняя точка шкалы (так называемые 18 процентов серого) определяет «половину пути» от абсолютной темноты до полной засветки кадра. Есть множество научных эссе, которые расписывают и процесс, и эффект от него. В обратную сторону это, кстати, тоже работает: если устанавливать за «точку отсчета» яркость земли, неба и пейзажа, солнце будет блеклым и потеряет уникальность цветов.

Как все исправить

Основная проблема ‒ совместить темноту и свет, вернее, насыщенность и яркость солнца и «темность» окружающего ландшафта. Есть неплохой способ, позволяющий примирить несовпадающие параметры: выставлять экспозицию нужно на базе цвета и яркости неба. Причем, брать нужно несколько определенных точек: там, где солнце не попадает в кадр. Небо в таком случае будет иметь яркость, приближенную к усредненному (18 процентов серого) показателю, и экспозицию удастся установить максимально верно. При этом точка должна быть недалеко от диска. Еще раз соберем все вместе: берем за точку отсчета яркость неба так, чтобы солнце было за кадром, но на максимальном приближении к нему.

by Mihai P

by Mihai P

С показателями, которые выставлены таким образом, можно снимать любой кадр, скомпонованный по желанию фотографа. Теперь и небо, и облака, и переходы цвета на них будут отражаться именно так, как хотелось бы. Можно пойти дальше: принять этот пейзаж за отправную точку и экспериментировать с настройками. Допустимо отталкиваться от освещенности земли, уровня насыщенности изображения с солнцем в кадре и вне его. Сравните результат: это хороший способ понять, как работает экспонометр.

by Ryan Dyar

by Ryan Dyar

С помощью экспериментов с настройками камеры можно добиваться пограничной освещенности, которая сделает снимок эффектным, необычным, раскроет пейзаж, даже самый привычный, с нетривиальной стороны. Нужно помнить, что во время съемки заката основная задача фотографа ‒ сохранить его специфику: контраст темноты и ярких, драматических цветов неба. Тогда фото будет впечатлять не только автора, но и восхищенных талантом фотографа зрителей.

by Saravut Whanset

by Saravut Whanset

Впрочем, у нас уже выходили материалы на данную тему. Например, со статье «Несколько приемов, которые помогут при съемке закатов» вы можете ознакомиться по ссылке.

.