В любой удачной фотографии есть три главных составляющих: композиция, освещение и, конечно же, уникальный момент, который удается выхватить автору из повседневности. Посмотрите на любой известный репортажный снимок – вы найдете все три компонента.
Дрю Хоппер (Drew Hopper), опытный фотограф-документалист из Австралии, путешественник, ценитель природы и разнообразия культур, полагает, что композиционная структура в фотоснимке определяет настроение и эмоциональность сцены. Хорошо скомпонованный кадр всегда эффектен, в нем обычная бытовая ситуация превращается в нечто экстраординарное. Именно поэтому композиция имеет первостепенное значение для передачи уникальности момента. Дрю Хоппер предлагает несколько своих наработок тем, кто хочет совершенствовать собственное мастерство. Если использовать советы мастера, можно значительно улучшить результаты своей работы. Итак, слово профессионалу.
Основы
«Давайте посмотрим правде в глаза: люди не станут рассматривать фотографию, на которой нет ничего такого, что могло бы заинтересовать и вызвать внимание. Чтобы понять, чем привлечь зрителя, нужно знать, как работает человеческий мозг. Композиционная работа, как правило, и относится к размещению элементов относительно друг друга для оптимального восприятия. Качественное фото сразу «наталкивает» взгляд зрителя на центральную точку изображения, или на несколько – в строго определенном порядке. Существует целый ряд факторов, влияющих на то, как люди воспринимают снимок. Обрамление, позиционирование, перспектива, фокусное расстояние – станут инструментами, которые помогут их учесть.
Можно физически переставлять предметы, изменять расположение элементов сцены, или визуализировать возможный результат, предвидя момент – такой подход подойдет для уличной фотографии. Репортажники должны действовать, а главное, думать быстро, чтобы за долю секунды до нужного события быть готовым нажать на кнопку затвора. Умение поймать «миг» – навык, необходимый для работы в уличной среде.
Вспомнить о живописи
У фотографии и изобразительного искусства много общего. Снимки, как и картины, представляют реальность, преломленную через воображение и взгляд творца, который заранее представляет себе, как должен выглядеть результат. Разница заключается в том, что художник может начать с чистого холста и добавить или убрать что угодно. Фотографы же действуют в обратном порядке, начиная с заполненной элементами сцены, и избирательно устраняют из нее ненужные элементы. Так же, как в картинах, плохо скомпонованный кадр нередко бывает неправдивым, вводит в заблуждение, хуже передавая смысл сцены. В любом случае требуется внимательный глаз, умение замечать детали и композиционная чувствительность.
Визуальное напряжение
Чтобы понять, что такое визуальное напряжение и как его можно использовать в снимках, нужно понимать, как человеческий мозг воспринимает визуальную информацию. Подумайте о мозге, как о своеобразном архиве, обрабатывающем данные и рисующем в голове собственную картину мировосприятия. Когда мы смотрим на изображение впервые, мозг, инстинктивно считывая информацию, показывает широкую панораму, но глаза захватывают, в первую очередь то, что мозг уже хорошо знает и воспринимает. Проще говоря, мы замечаем то, что нам знакомо.
Человек живет в трехмерном мире, а фото – двухмерно, и мозг, «переводя» его, обрабатывает данные, автоматически выхватывая главное и передает сигналы нашему восприятию. Также он отвечает за то, что мы чувствуем, рассматривая снимок, за привлекательность и эмоциональный отклик на фото. Мы ограничены в количестве информации, которую можем воспринять за один раз, и насыщать кадр тонкими деталями нужно до определенного предела, чтобы не отвлекать зрителя от основных моментов.
Изобразить целое представление и придать мелочам смысл фотограф может лишь косвенными намеками, но отвлекая внимание зрителей от основной части, можно быстро потерять заинтересованность тех, кто рассматривает фотографию. Они просто пройдут мимо снимка, в котором не увидят выделенного главного послания.
Добавить напряженность в фото стоит, чтобы мозг зрителя подсказал, что нужно потратить больше времени на изучение изображения, там есть что-то, что может быть интересным. Главное – найти баланс детализированности».
В серии фотографий Дрю Хоппер демонстрирует, сколько ему пришлось работать, чтобы сделать удачный снимок строителей во вьетнамской рыбацкой деревушке неподалеку от Хойане. Ощущение напряженности фотограф создал с помощью слоев и текстур – кирпичной кладки, людей, исчезающих за ней, листвы на заднем плане. Фотограф снимал, кстати, на Fuji X100S с фиксированным объективом 35 мм, контрастность и насыщенность регулировал в Adobe Lightroom.
Исключите лишнее
Хопер советует не усложнять реальность. Попрактиковавшись, можно натренировать глаза, чтобы идентифицировать ключевые принципы и компоненты композиции и элементы, которые будут работать на съемку. Создать мощные, значимые образы можно, если отсечь лишние детали. Нужно быть избирательным, понимать, чем наполнить кадр.
Безусловно, «месседж» снимка зависит от того, что мы выбрали в качестве его точки силы, но есть базовые правила, которые нужно учитывать всегда. Устраните некоторые части сцены – пусть зритель попытается самостоятельно восполнить пробелы. Можно кадрировать внутри другого кадра, так будет проще привлечь внимание к основной части снимка.
На сильном фото, как правило, есть некие смысловые вехи, направляющие глаз зрителя, который следит за ними, естественно перемещаясь через сцену. Если в кадре есть только необходимое, зрителю будет проще проследить за фотоповествованием автора.
Относительное расстояние
Термин, если речь идет о композиции, относится к расстоянию между ключевым объектом и остальными деталями, и его действие схоже с добавлением напряжения. Основное правило то же – не усложнять послание. Например, если два человека идут в противоположных направлениях, это выглядит привлекательнее, чем их пересечение в одной точке. Следить за относительными расстояниями на переднем плане и фоне – важно для хорошей компоновки кадра. Нужно, чтобы темообразующие элементы не перекрывали друг друга, а присутствующие на заднем плане акценты не перетягивали взгляд с основного фокуса. Хороший прием – сделать «пристрелочный» кадр фона, а затем подождать, когда передний план будет подходящим. Это может занять много времени, но окупается результатом.
Грамотное заполнение кадра
Известный фотограф Роберт Капа как-то сказал: «Если ваша фотография недостаточно хороша, значит, вы не подошли достаточно близко». Однако, автор не должен вооружаться телевиком и масштабировать изо всех сил. Нужно физически перемещаться, стать ближе к объекту, погрузиться в обстановку сцены. Подобный подход поможет одновременно отсечь лишние детали, сфокусироваться на главном элементе и его обрамлении. Правильное заполнение кадра поможет донести фотопослание до аудитории, усилить динамику кадра, сделать его драматичным. Например, портрет крупным планом гораздо интимнее и значимее, чем во весь рост, так как на нем модель сразу смотрит в глаза зрителю. В уличной съемке прием тоже работает.
Нужно подарить аудитории ощущение присутствия в кадре, найти верный контраст между объектом и фоном, чтобы изображение воздействовало на нее сильнее. Если перестараться и отрезать нужные элементы сцены, заполнить кадр не получится. Нужно постоянно двигаться, делать много снимков, смотреть, что в них работает на усиление эффекта. Избегайте использования зум-объективов, не ленитесь, полагайтесь лучше на свои ноги. Хороший, быстрый фикс и собственные ноги – лучшие друзья фотографа.
Старайтесь не обрезать кадр
Может быть, это мнение Дрю Хоппера субъективно, но он старается избегать кадрирования. Гораздо интереснее совершенствовать композицию, работая непосредственно камерой. Это не только экономит время на компьютерную постобработку, но и делает фотографа наблюдательнее. Конечно, все зависит от ситуации, но практиковать совершенствование композиции – полезное занятие в любом случае.
Ритмичные паттерны и повторы
Орнаменты, которые линии образуют в кадре, эстетичны, но лучше, если их бесконечность будет прервана, а рисунок – изломан. С точки зрения композиции, прием усилит воздействие изображения на зрителя. Когда орнамент на фото ритмично повторяется, это структурирует базу гармонии снимка. Если же мы начинаем экспериментировать с линиями, образы на фотоснимках оживают и становятся динамичными.
Есть два способа использования повторов – паттерны можно либо подчеркнуть, либо разбить. Заполнение рамки кадра ритмичными орнаментами привлекает внимание зрителя к изображению. Это позволяет сосредоточиться на главной детали, добавит изображению глубину, сложность. Повторение, например, хорошо воспроизводить с помощью кирпичной стены, как это делал Дрю Хоппер. Когда же паттерн начинает ломаться, в кадре усиливается напряжение.
Прекрасный прием, с помощью которого можно сконцентрировать внимание на основном объекте сцены. Например, прямая линия, которая резко меняет направление, приводит глаза зрителя к центру композиции. Соединение основного объекта и притягивающего внимание паттерна помогает усилить внимание аудитории и заставляет приглядываться к изображению тщательнее.
Если ко всем рекомендациям профессиональных фотографов относиться вдумчиво и осознанно, то можно найти свои собственные выразительные приемы, которые помогут вывести собственные фотографии на новый уровень мастерства.