Стрипбокс — один из самых универсальных инструментов в арсенале студийных фотографов. Это уникальная насадка, дающая одновременно мягкий и жесткий свет. Такой эффект позволяет создавать впечатляющие портреты и позволяет снимать на бликующих поверхностях предметы с выделением их формы красивыми яркими контурами.
Давайте разберем основные приемы при съемке фэшн-портретов и имиджевой предметной фотографии с использованием стрипбоксов.
Портрет
Основная зада в постановке света при портретной съемке — это выделение скул модели при создании ровного бестеневого освещения на лице. Обычным софтбоксом это сделать невозможно, так как он полностью обхватывает лицо модели, убирает тени со скул. Однако, стрипбокс для этих целей вполне применим. Если повесить модификатор вдоль направления взгляда модели, над ее головой (см. Схема №1), то его длина позволит полностью убрать тени под глазами и от носа, но при этом скулы останутся в затенении так как стрипбокс слишком узок, чтобы осветить их.
Как мы видим получились прекрасные снимки всего лишь с одним источником света, при этом максимально выделены скулы модели и хорошо проработана кожа лица. Конечно возможны разные ракурсы и добавление дополнительных заполняющих и моделирующих источников света, дабы создать более объемное изображение. Думаю, теперь эффективность использования стрипбокса в качестве рисующего источника света в женском портрете для вас стала очевидна.
Второй вариант использования стрипбоксов в портретной съемке — это создание светового портала перед лицом модели с помощью двух направленных друг в друга стрипбоксов (см. Схема №2). Нужно поставить перед моделью два стрипбокса и попросить ее приблизиться к ним. Как только вы увидите, что ее лицо окунулось в импровизированную световую ванну, можно нажимать на спуск. Плюсы такого подхода очевидны: освещено только лицо и грудь модели, ее скулы и контур фигуры останутся в тени. Такая схема света стройнит модель и делает кадр особенно эффектным, полностью заполняются все нежелательные тени под носом и глазами, хорошо освещается кожа модели.
В свое время журнал EXVAER выпустил целую серию журналов со снимками на обложке, выполненными именно по этой схеме освещения. Кстати, такой свет прекрасно подходит не только к женским, но и к мужским портретам.
Стрипбокс в предметной фотографии
Самое сложное для фотографа, который занимается предметкой — это съемка глянцевых изделий: стекло, пластик, полированный метал. Как же в таком случае фотографу можно получить красивые блики на столь сложных поверхностях? Не просто какие-то точки или кружки, а красивые вытянутые контуры, обводящие и подчеркивающие сам абрис объекта съемки.
Для создания подобного светового рисунка достаточно расположить за объектом съемки требуемое количество вытянутых источников света и просто поймать блики от них на его поверхности. И тут как нельзя лучше подойдут стрипбоксы – именно они создадут красивые линии контура (см. Схема №3).
Равномерно освещенный фон в предметной и портретной фотографии
Очень часто и в предметной, и в портретной фотографии требуется равномерно освещенный фон как цветной, так и белый. Его очень просто получить, если разместить рядом с фоном пару больших стрипбоксов, как показано на схеме (см. Схема №4). Вот тут практикующий фотограф с огорчением выяснит, что между недорогими стрипбоксами нонейм и дорогими фирменными стрипбоксами есть огромная разница.
Дело в том, что физически осветить длинную насадку одним источником света достаточно проблематично. В обычных недорогих конструкциях края насадки освещены намного слабее, и в результате получается неравномерно освещенный фон. Что же делать, если бюджетом не предусмотрены крупные затраты на модификаторы света?
В качестве альтернативы стоит рассмотреть продукцию бренда Fotokvant, которая разработана совместно с техническими экспертами. Особенно стрипбоксы Fotokvant актуальны для работы с моноблоками Profoto D1 и B1 у которых передний рефлектор закрыт плоским стеклом и выдает очень узконаправленный поток света, больше подходящий для работы с зонтами.
Fotokvant SBE-30160BW стрипбокс 30х160 см серии Evenly необычной конструкции, его рассеивающие поверхности имеют сложный покрой и изготовлены из разных по своим свойствам материалов. Благодаря этой предварительно рассчитанной конструкции и примененным материалам стрипбоксы серии Evenly дают феноменальную равномерность освещения рабочей поверхности – перепад на всей протяженности внешнего рассеивателя, по заявлению специалистов по студийному оборудованию, не превышает 0,3 ступени экспозиции. Это рекордный показатель даже для фирменных стрипбоксов этого популярного размера, а ведь они весьма недешевы.
Надеюсь, данная статья поможет вам в будущих съемках, а самое главное позволит значительно сэкономить при приобретении качественного студийного оборудования.
Илья Лукьянов, профессиональный фотограф, преподаватель, автор курсов по композиции, пейзажной и портретной фотографии, эксперт по студийному осветительному оборудованию проекта HENSEL-EXPERT